Пояснительная записка
Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата
педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по
«Букварю» Н.С.Жуковой, который является пособием по об учению дошкольников
правильному чтению.
Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий с
воспитанниками подготовительной группы дошкольного учреждения. Представленная
программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего
формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить,
анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Целесообразность. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути
подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную
программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают
большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать
хороший уровень знаний и умений.
Разработка рабочей программы «Обучение грамоте» обусловлена: в соответствии с
требованиями ФГОС
• Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на
основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г.
№1155)
• Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного
использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка
в образовательном процессе.
• Положение о дополнительных образовательных услугах, лечебно-профилактических,
оздоровительных дополнительных услугах.
• Приказ об организации дополнительного образования в ДОУ.
Актуальность, цель, задачи
Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий для
развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для
успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От
того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие
успехи в учебе.
К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность
сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку
необходимо разное время для овладения навыком чтения. В процессе обучения чтению
необходим индивидуальный подход.
Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами,
ребенок уже мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую программу
включены элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование
артикуляционной моторики, а также обучение букв расположено в определенном порядке:
вначале знакомимся с гласными. Это буквы, которые могут "петь" А, У, О. Их проще
соединять в слоги: АУ, УА и т.д. В конечном итоге ребенок должен без помощи других,
водя пальчиком от одной буковки к другой, научиться читать слоги из 2-ух гласных. И
только после знакомства с гласными - перебегаем к согласным.
Для закрепления навыка слитного чтения слогов, на каждой страничке даны
столбики слогов. Можно читать по вертикали, по горизонтали либо в разнобой читай,
тренируй скорость чтения. Все слова, даже слова в текстах, разбиты на слоги, что
упрощает процесс чтения. Материала для чтения в букваре много и подобран он так
успешно, что ребенок и не увидит, что читает уже без помощи других и понятно огромные
«куски» текста.
Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает
плавность и правильность процесса чтения.
Работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной
познавательной активности и последовательного введения программного материала (то
есть от простого к сложному), с учетом условий дошкольного учреждения.
Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами,
как знаками записи известных им звуков, учить читать.
Коррекционно-обучающие задачи:
- обучать правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми
словами;
- учить определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова);
- учить определять количество слов в предложении и составлять предложения;
- учить называть слова с заданным звуком, слогом;
- учить читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные и
двусложные слова;
- учить ориентироваться на листе бумаги в линию;
- формировать умение проводить звуковой анализ;
- формировать умение интонационно выделять любой согласный звук в слове;
Коррекционно -развивающие задачи:
- обогащать словарный запас;
- развивать речь детей;
- развивать фонематический и речевой слух;
- развивать слуховое восприятие, произвольное внимание, память, мышление;
- развивать навык чтения целыми словами и небольшими предложениями;
- развивать умение различать на слух гласные, твердые и мягкие согласные;
- развивать мелкую моторику и координацию движений руки;
развивать внимание, умение думать, слушать и слышать, желание читать.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- формировать позитивное эмоционально - ценностное отношение к родному языку;
- воспитывать уважение и интерес литературе и чтению;
- способствовать развитию аккуратности, коммуникабельности, любознательности
Содержание психолого-педагогической работы с детьми по обучению чтению:
принципы обучения, механизм реализации программы, календарно-тематическое
планирование.
Принципы обучения
Подбираемые задания исходят из естественной логики обучения детей грамоте:
звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются
игры, которые формируют умения выделять и определять наличие звука составлять слова
с изучаемым звуком, сознательно выполнять звуковой анализ слов, активизируют
внимание, наблюдательность.
Также используются загадки при изучении звуков. Они активизируют мышление и
речь ребенка, тренируют внимание и память, развивает любознательность.
Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух, дают
понимание того, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Скороговорки
проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом.
Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, педагог закрепляет
правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию
голосового аппарата, темпа речи.
Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать,
на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе букв, затем
среди других букв, перевернутых на доске, дописать недостающие элементы букв.
Овладение грамотой требует от ребенка большого умственного и физического
напряжения. Поэтому на каждом занятии учебная деятельность обязательно сочетается с
игрой и своего рода разминкой, минигимнастикой, состоящей из артикуляционных,
пальчиковых упражнений. Так же включаются 1-2 упражнения для профилактики
нарушения зрения, осанки, гиподинамии. Разминка проводится 1-2 раза во время занятия
по мере утомления детей.
Таким образом, вовремя деятельности у детей, кроме развития элементарных навыков
чтения и первоначальных навыков письма, происходит всестороннее развитие:
умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов.
Использование мультимедийного оборудования имеет мотивацию для освоения
навыка чтения, также закрепление нового материала дома. На канале Ютуб видеоурок с
Киской Алиской учимся читать. Просмотр фильма на экране проекта, экране планшета,
соответствующего размерам по САН ПИН и ноутбука.
Механизм реализации программы: Занятия должны проводиться в помещении с
хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья,
соответствующие росту детей.
Данная форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам
чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные
особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого
ребенка в группе. Образовательная деятельность не превышает 30 минут.
Этапы реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы. Дети 5-7
лет, старшего дошкольного возраста дошкольного учреждения.
Сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы): Программа
рассчитана на 9 месяцев обучения дошкольников.
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 25- 30 минут. Полный курс 9 месяцев.
Основная форма занятий – групповая.
Для успешной реализации программы формируют группу не более 10 человек.
№
пп
1
тема
Тематическое планирование образовательной деятельности по обучению детей чтению.
Цели задачи
Элементы содержания
Обследование фонем
слуха «Мир звуков»,
«Звуки речи»
Звук [А] и буква А.
Звук и буква У
Жукова Н.С. стр.4-5
Выявить умение детей выделять, воспроизводить и
различать звуки речи. Знание о понятиях «Звуки» и
«Буквы»
Познакомить с буквами А и У, упражнять в
вычленении звуков в словах. Знать, что звуки[А] и
[У] –гласные. Учить распознавать графические
изображения букв. Учить печатать Буквы А и У.
3
Звук и буква О.
Закрепление буквы
А,У,О.
Звук и буква М.
Жукова Н.С. стр.6-7
Учить выделять звуки в словах. Познакомить с
буквой О. Знать, что звук [О] – гласный. Закрепить
знания букв А,У,О. Учить различать графические
изображения букв, вычленять их в словах в разных
позициях на слух. Познакомить с буквой М. Знать,
что звук [М]- согласный, но может быть мягким и
твердым. Учить обозначать печатные буквы.
4
Закрепление буквы М.
Звук и буква С.
Соединение буквы А
иУ
Жукова Н.С. стр. 8-9.
Закрепление звука и буквы М. Учить различать
графическое изображение буквы, вычленять их в
словах в разных позициях на слух. Познакомить со
звуком и буквой С. Дать понятие, что [С] звук
согласный, бывает мягким и твердым. Закрепление
буквы и звука С. Обучение чтению гл.+ гл. Учить
детей слиянию букв в один слог,
2
5
самостоятельно
1.загадка (Уши)
2.Д/И«Кто внимательный»
3.Заполнение карты мониторинга
1.Загадка
2.Д/И «Услышь звук»
3.Рассматривание картинок, определение на какой звук начинаются
названия картинок.
4.Показ буквы и графического изображения буквы А и У
5.Чтение по книжке, передвигая пальчик от красной линии.
6.Физ.минутка «Хомка-хомячок»
7.Штриховка букв.8.Итог.
1.Придумать слова, начинающиеся на А и У.
2Игра с мячом «Назови слова на букву О»
3.Показ графического изображения буквы О.
4.Чтение по букварю.
5. Физ. минутка «Дикие животные»
6. Повторить буквы А,У,О
7. Рассмотреть картинки на доске: дом, дым, ком. Звук [М]
согласный, может быть мягким и твердым, обозначаем синей, или
зеленой фишкой (мышка, мишка)
8. Показ графического изображения букв О и М, печатание букв.
9.Чтение по букварю.10. Итог
Найти в конвертике букву М.
2.Игра «Доскажи словечко»
3.Загадки: сорока, стул, санки.
4. Показ графического изображения буквы С. Штриховка и
печатание буквы С.
5.Физ.минутка «Ветер дует нам в лицо»
6. Чтение по букварю.
7.Закрепление изученных букв: А,У,О,М,С.
8.Игра «Какой буквы не стало»
9. Чтение слогов АУ и УА по букварю, АУ и печатание в тетради
слогов.10. Итог
6
7
8
9
10
Читаем буквы, читаем
слоги: АУ, УА, АО,
ОА.
Букварь стр. 10
Соединяем буквы,
читаем слоги: АМ,
МА, УМ, УА, АУ.
Букварь стр. 11.
Соединяем буквы,
читаем слоги.
Звуковой анализ
слогов АУ, УА, АМ
УМ.
Букварь стр.12
Продолжать
выполнять звуковой
анализ слогов АС, СА,
ОС Букварь стр.13
Снова учимся
соединять буквы.
Букварь стр. 14, 15.
Читаем слитно МА/,
МУ/, АМ, УМ, АУ.
Читаем слово
МА_МА.
Букварь стр.16.
Учить читать слог, первую букву немного
протягивая, а вторую произнося коротко. Знать
какая буква первая, какая вторая. Учить водить
пальчиком по соединительной дорожке. Учить
выполнять звуковой анализ слогов: АМ,УМ.
Читаем слитно СА,
СУ, СО, МО, МУ.
Читаем буквы и слоги
из двух букв.
Букварь стр.16
Продолжаем учить детей читать слоги, при этом
первую букву тянуть, не разрывать дорожку.
Развивать слуховую память детей.
Продолжать учить печатать слоги,
Продолжать учить выполнять звуковой анализ
слогов: АУ, УА, АМ, УМ, учить проводить
звуковой анализ слогов, включив в упражнение
звук С. Учить складывать эти слоги из разрезной
азбуки. Продолжать учить читать слоги, находить
картинки на соответствующие буквы.
Учить читать прямой слог согл+ гл, при этом
первую букву тянуть, не разрывать дорожку.
Продолжать учить выполнять звуковой анализ
слогов: МА, МУ, АМ, УМ. Складывать их из букв
разрезной азбуки.
Продолжать учить детей читать слоги слитно, не
разделяя буквы друг от друга , учить слышать , при
чтении слово МАМА.
развивать мелкую моторику пальчиков.
1. Хоровое чтение букв у доски.
2. Чтение слогов по букварю.
3.Анализ прочитанных слогов.
4. Звуковой анализ слогов АМ, УМ.
5.Физ.минутка «Хомячок»
6.Складывание слогов из разрезной азбуки.
7. Работа в тетрадях, печатание слогов.
8. Итог.
1. Игра сядет на стульчик, тот у кого в имени есть звук А.
2. Немая артикуляция воспитателем АУ, УА, АМ, УМ.
3. Составление слогов из разрезной азбуки.
4. Игра «Хлопушки» (слова со звуком [М])
5. Чтение по букварю.
6. физ. Минутка «Здравствуй»
7.Чтение в букваре с.13
8.Составление слогов: АС, ОСЮ УС, ОМ, УМ.
9. Работа в тетрадях. Печатание слогов.
10. Итог.
1.Придумываем слова, которые начинаются со звука [М] или [МЬ].
2. Игра «Запомни и повтори».
3. Чтение в букваре
5.Игра «Доскажи словечко».
6.Физ.минутка «Буратино».
7. Чтение по букварю слогов.
8.Выкладывание слогов из разрезной азбуки.
9. Работа в тетради (печатание слогов).
10. итог
1. Загадка про маму. Выкладывание слова МАМА.
2. Составление слогов из разрезной азбуки. Звуковой анализ слогов.
3.Игра «Запомни и повтори» (М,О,С,У) (СА, МУ, СО)
4. Чтение в букваре слогов.
5.Физ. Минутка «Яблоко»
6.Продолжать учить печатать слоги азбуки.
7. Работа в тетрадях
8. Итог
11
12
13
Послоговое
(неосмысленное
чтение). Пытаемся
читать слоги из трех
букв САМ, СОМ,
ОСА. Букварь стр.18
Знакомство с буквой
Х. Чтение слогов ХА,
ХО. Букварь стр.18.
Закрепление буквы
Хх. Читаем слоги из
двух и трех букв.
Осмысление
прочитанного
Букварь стр. 19.
Знакомство с буквой
Рр. Чтение слогов: РА,
РО, РУ. Букварь стр.
20.
Закрепление буквы Рр
Продолжаем читать
слоги
Из двух и трёх букв
.Осмысление
прочитанного Букварь
Стр 21
Знакомство со звуком
[Шш]
Чтение слогов из двух
и трёх букв
ША,ШО,ШУ,ШМА,
ШМО,ШМУ Звуковой
анализ слогов из трёх
букв. Букварь стр. 22
Продолжать учить детей читать слоги из двух
букв, не разрывая дорожки. Показать, как нужно
читать слоги из трех букв. Печатание слогов в
тетрадях.
Познакомить детей с с буквой Х. Учить различать
графическое изображение, вычленять их в словах в
разных позициях на слух. Учить правильно
произносить и читать букву. Штриховка буквы.
Печатание большой и маленькой буквы.
Продолжать учить детей составлять из разрезной
азбуки слоги из двух и трех букв. Закреплять
умение узнавать графическое изображение буквы
Х. Развивать мелкую моторику пальчиков.
Познакомить детей с буквой Рр. Учить различать
графическое изображение, вычленять их в словах в
разных позициях на слух. Учить правильно
произносить и читать букву. Штриховка буквы,
печатание большой и маленькой буквы
1. Читаем слоги на доске двухбуквенные.
2.Читаем трехбуквенные слоги
3. Читаем в Букваре.
4.Отгадайте: Хлеб, хомячок, петух. Угадайте какой звук выделяю.
5.Физ. Минутка «Быстрая речка».
6.Знакомство с графическим изображением буквы Х.
7. Чтение в букваре.
8. Работа в тетрадях – штриховка. печатание.
9. Итог
1. Ира «Прятки»
2. Составление слогов из разрезной азбуки САМ, САМА, СОМ,
АХ, ХО. 3. Чтение по букварю.
4. Работа в тетрадях – печатание слогов: ХА, ОХ, УХ.
5. Физ. Минутка «На речке!
6. Загадки: Рыба, радуга, репка.
7.Знакомство с буквой Рр.
8. Чтение по букварю.
9. Работа в тетрадях. 10 Итог.
Продолжать учить детей распознавать
графическое изображение буквы Р,
составлять слоги. Печатать слоги в т познакомить
детей с буквой Шш. Учить различать графическое
изображение, вычленять их в словах в разных
позициях на слух. Учить, правильно произносить и
читать букву. Штриховка буквы, печатание
большой и маленькой буквы тетради.
1 Игра «Прятки»(М,С,О,Р,Х,У)
2Чтение слогов с доски (РА,СУ, ХОР)
3 Чтение в букваре
4Физ.минутка «Яблоко»
5.Загадки (Шарик, шарф, шапка)
6. Игра «Хлопушки»
7.Знакомство с графическим изображением буквы Ш
8. Чтение по букварю
9.Печатание в тетради.
10 Итог
14
15
16
17
Закрепление буквы
Шш. Продолжаем
чтение слогов.
Букварь стр.22
Продолжаем учиться
читать слоги из двух и
трёх букв,
чередование букв СШО осмысление
прочитанного.
Букварь стр. 23
Знакомство с звуком и
буквой Ы. Чтение
слогов СЫ, РЫ, МЫ
Букварь стр 24.
Закрепление буквы Ы.
Продолжение чтение
слогов из
двух и трёх букв.
Анализ слогов.
Чтение в букваре.
Печатание в тетради
Знакомство с буквой
Лл. Чтение слогов
двух-трёх букв.
Букварь стр.25
Продолжаем учиться
читать.
Букварь стр.25
Чтение предложение
из двух-трёх слов.
Чередование букв Л-Р
Букварь стр.2
Чтение слогов из 2, 3
и 4 букв. Чтение
предложений,
Составление слогов из разрезной азбуки.
Осмысление прочитанного.
Продолжать учить детей распознавать
графическое изображение буквы Ш, развивать
внимательность, умение при чтении не разрывать
дорожку. Развивать мелкую моторику пальчиков
Продолжать учить читать слоги из двух и трёх
букв. Развивать внимание, умение видеть и
правильно читать буквы.
1.«Хлопушки» звук Ш
2.Чтение слогов с доски
3. Составление слогов из разрезной азбуки.
4. Чтение в букваре
5. Физ. минутка
6.Печатание в тетради
7. «Прятки»
8. Чтение в букваре
9.Печатание в тетрадях
10. Итог
Учить распознавать звук и графическое
изображение буквы Ы. Учить правильно
произносить букву Ы и слышать в словах. Учить
штриховать и правильно печатать букву Ы
Развивать внимательность, умение читать слоги
слитно, не разрывая дорожки.
1.Хор-хоры, шар- шары, ус-усы, рама- рамы, роза -розы.
Какой звук я выделяю?
2. Чтение на доске СЫ, РЫ, МЫ
3.Чтение в букваре
4 .Физ.минутка
5Штриховка в тетради
6.Составление из разрезной азбукиО-СЫ, У-СЫ, ША-РЫ
7. Чтение в букваре
8. Печатание в тетради
9. Итог
Познакомить детей с буквой Лл. Учить различать
графическое изображение, вычленять их в словах в
разных позициях на слух. Учить правильно
произносить и читать букву. Штриховка буквы,
печатание большой и маленькой буквы.
Продолжаем учить распознавать слова
начинающихся на Л/ Осмысление прочитанного.
1.Загадки: ЛУК, ЛОПАТА, ЛОЖКА
2. Звуковой анализ звука [Л] и [ЛЬ]
3. Показ графического изображения буквы Лл
4.Чтение в букваре 5.Физ. минутка
6. Придумывание предложения из двух, трёх слов
7. Складывание из разрезной азбуки Лу-ша, Мы-ло.
8.Чтение предложений в букваре
9. Печатание в тетради 10.Итог
Продолжать учить детей читать слоги
1Найди правильно букву.
из 2,3 и 4 букв, предложения из двух, трёх слов.
2.Чтение в букваре
Осмысливать прочитанное. Развивать
3.Придумывание слов, в составе которых есть звуки [р], [с], [ш], [л],
внимательность, умение правильно видеть и читать [х], [м].
букву.
4. Сложить из букв слоги: СЫР, СОР. Слово: СЫ-РО
18
19
20
21
22
23
Придумывание слов, в
составе которых есть
Звуки[Р],[С],[Ш],[Л],[
Х],[М] стр. 27
Знакомство со звуком
и буквой Нн. Чтение
слогов из двух букв.
Штриховка и
печатание слогов НА,
НУ,НО. Букварь стр.
28 Закрепление
буквы Нн
Продолжаем учиться
читать слоги из двух и
трёх букв,
предложений из двух
слов. Осмысление
прочитанного.
Печатание в тетрадях.
Букварь стр. 29-30.
Знакомство со звуком
и буквой Кк
Продолжение чтение
слогов из двух и трёх
букв. Анализ слогов.
Чтение в букваре.
Печатание в тетради
Букварь стр. 31
Знакомство со звуком
и буквой Т т.
Продолжение чтение
слогов из двух и трёх
букв. Анализ слогов.
Чтение в букваре.
Печатание в
тетради
Букварь стр. 32-33
Тренировать умение составлять слова из разрезной
азбуки
Познакомить детей с буквой Нн
Учить различать графическое изображение,
вычленять их в словах в разных позициях на слух.
Учить, правильно произносить и читать букву.
Штриховка буквы, печатание большой
и маленькой буквы
Продолжать учить
детей читать предложения из двух, трёх слов и
слоги. Развивать внимательность,
умение правильно
видеть и читать букву.
Осмысливать прочитанное.
5.Физ.минутка«К речке
6. Чтение в букваре
7. Работа в тетрадях
8. Итог
1. Определение первого звука в словах: Нос, ноги, носорог.
2. Звуковой анализ звука [Н] и [Н]
3. Показ графического изображения буквы Нн
4. Чтение в букваре 5 Физ. минутка «По дорожке»
6. Игра «Хлопушки»
7. Составление из разрезной азбуки НОС, СЫН
8. Чтение в букваре
9. Печатание в тетради 10.Итог
1. «Прятки»
2. Чтение на доске
3. Чтение в букваре
4.Физ.минутка «Раз- два»
5.«Хлопушки»
6. Работа в тетрадях
7. Итог
Продолжать учить распознавать графическое
изображение буквы Кк Развивать внимательность,
умение читать слоги слитно и предложений из
двух слов, не разрывая дорожки.
Развивать мелкую моторику пальчиков.
1. Загадки
2. Звуковой анализ звука [К] и [КЬ]
3 Показ графического изображения буквы Кк
4Штриховкав тетрадях. 5Физ.минутка«К речке быстрой»
6 Чтение в букваре
7. «Хлопушки» 8. Чтение в букваре.
9. Работа в тетрадях 10. Итог: прочитанного
Продолжать учить распознавать графическое
изображение буквы Тт. Развивать внимательность,
умение читать слоги слитно, не разрывая
1. Загадки
2.Звуковой анализ звука [Т] и [ТЬ]
3. Показ графического изображения буквы Кк
4.Штриховка в тетрадях.
5.Физ. минутка «К речке быстрой»
6. Чтение в букваре.
7. Итог
дорожки. Развивать мелкую моторику пальчиков.
24
25
26
27
Знакомство со звуком
и буквой Ии.
Продолжение чтение
слогов из двух и трёх
букв. Осмысление
прочитанного.Анализ
слогов. Чтение в
букваре. Печатание в
тетради Букварь стр.
34-35
Знакомство со звуком
и буквой Пп.
Продолжение чтение
слогов из двух и трёх
букв. Анализ слогов.
Чтение в букваре.
Печатание в
Тетради Букварь
стр.36- 37
Продолжаем
знакомство со звуком
и буквой Пп.
Знакомство со звуком
и буквой Зз.
Продолжение чтение
слогов из
двух и трёх букв.
Анализ слогов.
Чтение в букваре.
Стр.38 - 39
Продолжаем
знакомство со
звуками и буквами З –
С
Продолжение чтение
слогов из двух и трёх
букв. Анализ слогов.
Чтение в букваре
.Печатание в
Продолжать учить распознавать графическое
изображение буквы Ии. Развивать внимательность,
умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки.
Развивать мелкую моторику пальчиков.
1.Игра «Хлопушки»
2 Показ графического изображения буквы Ии.
3 Чтение в букваре
4 Физ. минутка
5 Печатание в тетради
7.Игра«Прятки»
8. Чтение на доске
9.Печатание в тетрадях
10. Итог
Продолжать учить распознавать графическое
изображение буквы Пп. Развивать внимательность,
умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки.
Развивать мелкую моторику пальчиков. Читать
короткие предложения из 5-6 слов. Развивать
умение отвечать на вопросы
1. Игра «Хлопушки»
2.Составление из разрезной азбуки имена детей из четырех букв
Ни-на, Ми-ла ,Си-ма
3. Чтение в букваре
4.Придумывание слов, в составе которых есть звуки [м], [и],[к],[п],
5 Физ. Минутка«Здравствуй»
6. Чтение в букваре стр. 37
7.Печатание в тетради 8. Итог
Продолжать учить распознавать
графическое изображение буквы Зз. Развивать
внимательность, умение читать слоги слитно, не
разрывая дорожки. Развивать мелкую моторику
пальчиков. Читать короткие предложения из 5-6
слов. Развивать
умение отвечать на вопросы.
1.Загадки
2. Звуковой анализ звука [З] и [ЗЬ]
3. Показ графического Изображения буквы Зз
4.Штриховк в тетрадях.
5 Физ. минутка «По дорожке»
6 Чтение у доски
7.Загадки
8. Чтение в букваре.
9. Итог
Продолжать учить детей читать слоги и
предложения из трёх, четырех, пяти слов.
Развивать внимательность, умение правильно
видеть и читать букву.
Осмысливать прочитанное. Отвечать на
1. Загадка
2. Д/И «Услышишь звук [З], хлопни в ладоши»
3.Рассматривание картинок в букваре
4. Показ графического изображения буквы З-С
5. Чтение по букварю.
28
тетради.
Букварь стр40-.41
вопросы по прочитанному.
29
Знакомство со звуком
и буквой
Йй. Продолжение
чтение слогов из
двух и трёх букв.
Анализ слогов.
Чтение в букваре.
Стр.42-43
Знакомство со звуком
и буквой
Гг. Продолжение
чтение слогов из
двух и трёх букв.
Анализ слогов.
Чтение в букваре.
Стр.44-45
Продолжаем
знакомство со звуком
и буквой Гг и Кк.
Знакомство со
звуком и буквой Вв.
Продолжение чтение
слогов из двух и трёх
букв.
Анализ слогов.
Чтение в букваре.
Стр.46-47
Продолжаем
знакомство со звуком
и буквой Вв.
Продолжение чтение
слогов из двух и трёх
букв. Анализ слогов.
Чтение в букваре.
Печатание в тетради.
Букварь стр.48-49
Продолжать учить распознавать графическое
изображение буквы Йй. Развивать внимательность,
умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки.
Развивать мелкую моторику пальчиков. Читать
короткие предложения из 5-6 слов. Развивать
умение отвечать на вопросы.
6.Физминутка «Вышли пальчики гулять».
7.Штриховка, печатание.
8. Итог
1. Загадки
2. Показ графического изображения буквы Йй
3Штриховка в тетрадях.
4.Физ. минутка «К речке быстрой»
5. Чтение в букваре.
6 .Итог
Продолжать учить распознавать графическое
изображение буквы Гг. Развивать внимательность,
умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки.
Развивать мелкую моторику пальчиков. Читать
короткие предложения из 5-6 слов. Развивать
умение отвечать на вопросы.
1.Придумывание слов, в составе которых есть звуки [г],[п],[у],[з].
2. Сложить из букв слоги: га,ги,гу. Слово: но-га,го-ра, гу-си.
3 Чтение в букваре
4.Физ. минутка «К речке быстрой»
5 Работа в тетрадях
6 Итог
Продолжать учить детей читать слоги и
предложения из двух, трёх, четырех пяти слов.
Развивать внимательность,
умение правильно видеть и читать букву. Отвечать
на вопросы по прочитанному. Осмысливать
прочитанное.
1 «Хлопушки» (Г,К)
2 Чтение с доски
3 Чтение в букваре.
4 Физ. минутка «Хома хомячок»
5.Выкладывание слогов из разрезной азбуки. (ва.во.вы,ви)
6. Игра «Хлопушка» (В)
7. Работа в тетради печатание слогов.
8. Итог.
Развивать внимательность, умение читать слоги
слитно, не разрывая дорожки. Развивать мелкую
моторику пальчиков. Читать короткие
предложения из 5-6 слов. Развивать умение
отвечать на вопросы.
1.Загадки
2 Звуковой анализ звука [В] и [ВЬ]
3 Показ графического изображения буквы Вв
4 Штриховка в тетрадях.
5 Физ. минутка «По дорожке»
6 Чтение в букваре.
7.Придумывание слов, в составе которых есть звуки [г],[к],[в].
8.Слова:и-ва, ва-за,со-ва 9. работа в тетрадях
10. Итог
30
31
32
33
34
35
36
Знакомство со звуком
и буквой Дд.
Продолжение чтение
слогов из двух и трёх
букв. Анализ слогов.
Чтение в букваре.
Стр.50- 51
Продолжаем
знакомиться со
звуком и буквой Д-Т.
Знакомство со звуком
и буквой Бб.
Продолжение чтение
слогов из двух и трёх
букв. Анализ слогов.
Чтение в букваре.
Стр.52- 53
Продолжаем
знакомиться со
звуком и буквой Б-П.
Чтение в букваре.
Стр.54-55
Закрепление буквы Б.
Продолжаем читать
слова из 3 -4 слогов.
Чтение небольших
рассказов.
Стр.56-57
Продолжать учить распознавать графическое
изображение буквы Дд. Развивать внимательность
,умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки.
Развивать мелкую моторику пальчиков. Читать
короткие предложения из 5-6 слов. Развивать
умение отвечать на вопросы
Продолжать учить распознавать графическое
изображение буквы Бб. Развивать внимательность,
умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки.
Развивать мелкую моторику пальчиков. Читать
короткие предложения из 5-6 слов. Развивать
умение отвечать на вопросы
Развивать внимательность, умение читать слова
слитно. Развивать мелкую
Моторику пальчиков. Читать короткие
предложения из 5-6 слов. Развивать умение
отвечать на вопросы. Умение составлять
предложения по картинкам
Развивать внимательность, умение читать слова
слитно. Развивать мелкую
Моторику пальчиков. Читать короткие
предложения из 5-6 слов. Развивать умение
отвечать на вопросы. Умение составлять
предложения по картинкам.
1.Чтение по букварю слогов, слов.
2. Выкладывание слов из разрезной азбуки. (дом,дым,душ)
3. Игра «Хлопушка» (Д)
4. Физ. Минутка «Буратино»
5.Составление предложений по картинкам
6. Работа в тетради. печатание слогов.
7. Итог.
1.Придумывание слов, в составе которых есть звуки [д],[т].
2. Сложить из букв слоги: да–та, до –то,ду – ту,ды – ты.
Слово: дом,том. 3.Чтение по букварю слогов
4.Выкладывание слогов из разрезной азбуки. (ба,бо,бу,би.бы
5. Физ. Минутка«Буратино»
6.Игра «Хлопушка» (Б)
7. Работа в тетради печатание слогов.
8. Итог
1.Придумывание слов, в составе которых есть звуки [б],[п]
2.Сложить из букв слоги: ба –па,бу-пу,би-пи.Слово: бал-ка,пал-ка.
3 Чтение в букваре 4.Д/И«Услышишь звук Б, хлопни в ладоши»
5.Физминутка«Вышли пальчики гулять».
6.Рассматривание картинокв букваре 7.Чтение по букварю.
8.Штриховка, печатание. Работа в тетрадях 9. Итог.
1.Игра «Запомни и повтори»
2. Чтение в букваре слогов из трех букв
3 Работа в тетрадях печатание слогов
4Физ.минутка «Буратино» 5.Найди правильно букву.
6.Чтение в букваре 7. Печатание в тетради
8.Итог
37
38
39
Знакомство со звуком
и буквой Жж.
Продолжение чтение
слогов из двух и трёх
букв. Анализ слогов.
Чтение в букваре.
Стр.58
Продолжаем
знакомиться со
звуком и буквой Ж-З.
Чтение в букваре.
Стр.59
Продолжаем
знакомиться со
звуком и буквой ЖШ.
Знакомство со звуком
и буквой Ее.
Продолжение чтение
слогов из
двух и трёх букв
.Анализ слогов.
Чтение в букваре.
Стр.60-61
Знакомство со звуком
и буквой Ь.
Знакомство со звуком
и буквой Яя.
Продолжение чтение
слогов из
двух и трёх букв.
Анализ слогов.
Чтение в букваре.
Стр64-.66
Продолжать учить распознавать графическое
изображение буквы Жж. Развивать
внимательность, умение читать слоги слитно, не
разрывая дорожки. Развивать мелкую моторику
пальчиков. Читать короткие рассказы из 6-7
предложений. Развивать умение отвечать на
вопросы.
1. Придумаем слова, которые начинаются со звука [Ж]
2. Игра «Запомни и повтори» (разрезная азбука)
3. Чтение в букваре
4.. Физ. Минутка«Здравствуй»
5.Придумывание слов, в составе которых есть звуки [ж]-[з].
6. Сложить из букв слоги: жа–за,жу-зу,жи-зи
7. Игра «Доскажи словечко»
8.Работа в тетради, печатание слогов. жа,жо.жу.
9.Итог
Продолжать учить распознавать графическое
изображение буквы Ее. Развивать внимательность,
умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки.
Развивать мелкую моторику пальчиков. Читать
короткие рассказы из 6-7 предложений. Развивать
умение отвечать на вопросы. Умение составлять
предложения по картинкам.
1.Загадки
2.Звуковой анализ звука [ Е].
3. Показ графического изображения буквы Ее
4.Штриховка в тетрадях.
5. Физ. минутка «По дорожке»
6. Чтение в букваре. Отвечать на вопросы.
7. Итог
Продолжать учить распознавать графическое
изображение буквы Ь и Я. Развивать
внимательность, умение читать слоги слитно, не
разрывая дорожки. Развивать мелкую моторику
пальчиков. Читать короткие рассказы из 6-7
предложений. Развивать умение отвечать на
вопросы. Умение составлять предложения по
картинкам
1.Загадки
2.Придумывание слов, в составе которых есть звук [Я].
3. Показ графического Изображения буквы Яя
4.Штриховка в тетрадях.
5. Физ. минутка «По дорожке»
6. Чтение в букваре. Ответы на вопросы.
7 .Итог
Знакомство со звуком Продолжать учить распознавать графическое
1.Загадки
и буквой Яя.
изображение буквы Я. Развивать внимательность,
2.Придумывание слов, в составе которых есть звук [Я].
Продолжение чтение
умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки. 3. Показ графического изображения буквы Яя
слогов из
Развивать мелкую моторику пальчиков. Читать
4.Штриховка в тетрадях.
двух и трёх букв.
короткие рассказы из 6-7 предложений. Развивать
5. Физ. минутка
Анализ слогов.
умение отвечать на вопросы. Умение составлять
6. Чтение в букваре.
Чтение в букваре.
предложения по картинкам
Отвечать на вопросы.
Стр66-.68
7.Итог
41 Итоговое
Выявить уровень знаний детей, полученных за год Заполнение карт
Обследование
обучения
фонематического
слуха «Мир звуков»,
«Звуки речи
Ожидаемые результаты освоения программы
Воспитанники должны знать и уметь:
- различать понятия «звук», «буква»;
- знать алфавит
- определять наличие и место заданного звука в слове;
- анализировать звуковой состав слова;
- определять количество слогов в слове, ударный слог;
- уметь составлять слова из слогов;
- иметь представление о предложении;
- уметь выделять последовательность звуков в простых словах;
- плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения из 2-3 слов;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
- уметь пользоваться выразительными средствами языка;
-уметь различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
- уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
40
Используемый материал:
1 Мольберт
2 экран , проектор
3 Предметные картинки
4 Карточки для звукового анализа слов
5 Планшет, ноутбук
Для успешной реализации программы используются следующие методы работы:
- словесные: беседа, рассказ, объяснение;
- наглядно-иллюстративные: демонстрации, иллюстрации, рассказ;
- практические: упражнения, игра, конструирование, рисование;
- работа с книгой, слоговыми таблицами;
Раздаточный материал:
1 Буквари
2 Тетради в крупную клетку
3 Индивидуальные карточки на каждого ребёнка из «Папки дошкольника».
4 Цветные карандаши
5 Простые карандаши
Средства для реализации Программы
Систематическое проведение занятий
Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Сотрудничество педагога с семьей.
Работа с родителями.
Дата
Тематика
Формы проведения
сентябрь
Результаты обследования, план
родительское собрание
учебного года
сентябрь - Консультирование по желанию
Индивидуальные беседы с
май
родителей
родителями.
консультации, совместная деятельность.
Индивидуальные беседы с
октябрь
родителями, обучение
наглядным методам работы.
ноябрь
"Игры и упражнения по подготовке
Оформление папки дошкольников к обучению чтению»
передвижки для родителей
декабрь
январь
"Какую работу можно проводить дома по этой
теме?"
"Учимся читать"
февраль
заучивание стихов и задания в альбомах
март
апрель
май
Пополнение домашней детской библиотеки
Открытое занятие в конце года: «Как хорошо
уметь читать»
«Динамика в обучении чтению подведение итогов»
Беседа
Заполнение рубрики в уголке
для родителей
Помощь в выполнении
домашних заданий
Рекомендации в уголке для
родителей
День открытых дверей
Родительское собрание
Учебно-методическое обеспечение программы
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Инновационная программа дошкольного образования. Под
редакцией Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 2019 г.
Н.В Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Санкт-Петеребург.
Издательство – Детство – Пресс 2016г.256с.
Н. С. Жукова букварь (пособие по обучению дошкольников правильному чтению)
М.Д. Маханёва, Н.А.Гоголева, Л.В.Цыбирова «Обучение грамоте детей 5-7»лет (игры,
физ.минутки).
Серия «Папка дошкольника» АБВГДЕ - йка знакомство с буквами (Солнечные ступеньки)